«…но сыны Вениамина не знали, что предстоит им беда» - /Суд.20.34/; «чтоб узнать, за кого постигает нас эта беда» - /Ион. 1.7/. «болтливы … совратились» - /1Тим.5.13.15/. Стряхнём пыль и взглянем в тыл. Что есть, скрыто - и дано, нам открыто. Открыть то, что значит: хитрость? А болтливость в хитрости на беду!
Хитрость – уловка, ловкий приём, применяемый для достижения чего-нибудь, когда не хотят действовать открыто и прямо.
«Змей был хитрее всех зверей полевых»-/Быт.3.1/ (арум - проницательнее, хитрее) других. Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек, но если и превосходил хитростью ту степень, на какой поставлены звери, то не следует отсюда, что он возвышался до степени человека. Змия Бог сотворил хитрее бессловесных скотов и лукавее неразумных животных. Их нагота говорила о том, что они не знали зла, не видели расставленных для них ловушек, и поэтому сатана пустил в ход свою хитрость, чтобы воспользоваться их чистотой и наивностью. Хитрость (здесь в значении и «проницательности», «утонченности») не является злом сама по себе (ведь одна из целей Библии состоит в том, чтобы сделать таковыми верующих). Например, Прит.1.4, где слово арма – «хитрость», «проницательность» переведено как «смышленость»: «Простым дать смышлёность. Однако змей употребил это свойство в злых целях.
«Есть хитрость изысканная, но она беззаконна» - /Сир.19.22/ . Средство достижения победы для слабого - хитрость, подлость. То есть то, что исконно считается безнравственным. Все хотят народ завоевать, а классику прочитать лень – «на каждую вашу хитрость - русские ответят своей непредсказуемой глупостью». На том стоим. Они нам проповедников и миллионы уже - а мы им хрен с маслом... Хитрость в нашем сознании является определенным инструментом, к которому мы прибегаем в случае, когда обычным путем не получается достичь цели. Если мы очень часто прибегаем к хитрости, то она становится одним из определяющих нас свойств личности, и мы становимся хитрыми. Сектанты пользуются хитростью на каждом шагу, скрывая многое из Священного Писания, и в первую очередь 11 неканонических книг; стараются через музыку и танцы ввести человека в транс, и, понося церковь себя, называют церковью, тщательно скрывая свое происхождение и истинные намерения. Все до единой секты созданы масонами для хитрого искусства обольщения. «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» – /2Кор.11.3/.
«Познанью опытов любых не опасны рифы,
Вера может отстоять мечом лишь свои мифы.
Короче хитрость верующих – то же, что обман,
Раз в вопросе, у них вера или знания, - туман» - /Ю.Зеленецкий/.
«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения»-/Еф.4.14/. Хитрость = умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, уменье достигать своей цели, нередко обманом; лукавством, коварством. Что касается, Давида то у него были, в качестве хитрости - умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, это всё к нему. Любопытно замечание: «Василий Петрович пошел на хитрость, решив прикрыться авторитетом великих ученых, церковью и Библией».
«Зять мой (персонаж) хитрец, - пишет И.Тургенев, - глаза отводить – мастак». Мы часто сталкиваемся с проявлениями хитрости. Бывает, хитрим мы, а иногда сами «попадаемся на крючок» другого человека. «Но, знаете, чувствуешь себя как мышь в мышеловке и ничего не можешь сделать» /Агата Кристи – мастер - детективов/.
Хитрость — это совокупность характеристик личности, с помощью которых она, непрямым или обманным путем, искажая действительность, достигает своей цели. Хитрость – это невидимая грань между обманом и находчивостью. Главное то, с какой целью применяют хитрость. Хитрость – это инструмент, и в каких руках он используется, зависит и сам исход: с хорошим или плохим концом. Ииуй применил хитрость против пророков Ваала: «Итак, созовите, ко мне всех служителей его…Ииуй делал, это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала» - /4Цар.10.19-28/.
«Как-то раз на заре вышла лиса поохотится. Видит – стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха – и в лес к своей норе. А в ту пору крестьянин свою полосу боронил. Смотрит – бежит мимо лиса, и в зубах у неё петух. Поднял он палку – и за лисой.
«Брось петуха! – кричит – брось!». Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз, да и говорит ей: «Что ты терпишь лиса? Ведь не в своё дело мужик нос суёт. Не его я петух!». Так бывает в жизни: со стороны, не зная сути, язычком своим желают обратить на себя внимания. А в действительности не понимая, что могут испортить всё дело.
Хотела, было, лиса остановится, закричать на мужичка, да раздумала, дальше себе побежала. И правильно отвечать на всякие слова со стороны только себе на беду. А мужик настойчиво продолжал своё: «Отдай, рыжая лиса петуха! Отдай!». «Не спеши соглашаться с болтунами!» - /Марк Аврелий/. «Болтливого слушать, что теплую воду пить, толку нет» - /Чукотский эпос/ «Болтливого человека и удилами не обуздать» - /Коми сказ/. «Болтливого человека на рыбалку и в разведку не берут». Настойчивость хороша, но не всегда. И петух не унимается: «Что это ты лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, он сам на меня, на чужого петуха позарился». Так бывает влазят- эта беда влезут в ворота в дела, - чтобы себе отцепить кусок». «Самое паршивое дело, – задумчиво продолжал Бородин, – так это совать нос в чужие дела» - /Ю.Семёнов-писатель/. Влазчивый, пролазный, хитрый и скрытный, умеющий обольстить всякого. «Болтуна надо бояться, как боится олень волка» - /Эвенкийское высказывание/
Не стерпела тут лиса, повернулась к мужику и давай его бранить. «Суть такова болтливый настойчивый язык, многих из терпения выведет» - /Из латышской притчи/. Вывели из терпения, да так что пришлось лисе ответить: «Ну, чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух? Что желаешь, чтобы я с тобой поделился? Сначала своих кур, петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!». «Где болтуны, там вечно драма: пуд разговоров, дел - ни грамма. /Ингушская пословица/.
Так разошлась лиса, что остановится, не может, тормоза не работают. Не может остановиться... догоняйте! Рано или поздно он сам остановится! Только про свои тормоза не забудьте! Достоевский в своей знаменитой фразе. Да, действительно: «Если Бога нет – то нет и явной необходимости сдерживать свои тёмные устремления. Впрочем, нет, именно внешней необходимости нет, а вот внутренняя остановка, вполне может, быть».
Наконец вспомнила про петуха, глянула – а его и след простыл. Смеются на поле люди: «Ну и петух! Вон как лису одурачил». Обида взяла лису! И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор, как увидит лиса человека – отвернёт морду и прочь бежит.
Истинные верующие никогда этим не пользуются. «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия»- /2Пет.1.16/.
Сейчас мы, говоря человеку, что он хитер, скорее делаем комплимент его смекалке. А вот с точки зрения христианства - всё довольно, однозначно, хитрость - разновидность лжи и потому является грехом. Хитрость – это сознательное умение достигать изощренным путем личной выгоды. Изощренный путь – уловка, лазейка, ложь. Хитрость – частное свойство ума, возможно, и не далекого. «Кто в самого себя лишь верит. И говорит, что вера в нем ещё кипит живым ключом, тот или недалёк умом, иль очень тонко лицемерит» - /Полонский/. «Недалекий человек» - это субъективное выражение объективного явления, характеризующее человека с ограниченным кругозором и узким мышлением. «Видит не дальше собственного носа» - говорят о таких людях. В церкви есть люди, которые дальше своего сидячего стула не видят: пришли сели, послушали и ушли.
«Собакевич – подобно пастырю в церкви, по-хозяйски умён и практичен. Он не разоряет мужиков, которых в церкви нет - потому что это не выгодно ему самому. Страсть на обогащение толкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк для жён. Собакевич руководитель плут и мошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой. «Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими окольными путями. И ее беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом всегда лишь мешает»- /Д. Локк/. Во всём губернском городе, по его убеждению, один «порядочный человек: прокурор, да и то, если сказать правду, свинья». Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся и покупается» - /Н.Гоголь/. Если правительство церкви творит глупости, народ вынужден идти на хитрости. Хитрость низов лишь следствие глупости верхов. Борясь, с хитростью лишь множите глупость.
«В конце концов, одумаешься и поймёшь, с какой стороны хлеб мажут маслом» - /А.Кристи/
«Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» - /2Кор.4.2/.
Источники: Библия. Агата Кристи – мастер детективов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".